"Уважаемые клиенты, на данный момент все способы оплаты связанные с оплатой на банковскую карту - приостановлены. Остаётся наличный расчёт и оплата наложенным платежом. Приносим свои извинения.."

Слушаем компоненты на стенде, или как правильно "слушая" выбрать компоненты

 

    К написанию статьи, меня воздвигло то, как люди выбирают компоненты для своей адиосистемы, придя в любой магазин автозвука. Хотя наверно и в случае выбора домашней акустики, все не далеко ушло.
Каждый третий спешит, каждый второй выбирает "хороший" звук, и почти каждый слушается продавца, и просто забывает о том, для чего пришёл и что хотел. Хороший звук, что это такое ? Каждый человек закладывает в это понятие свой смысл, "правильное" или "хорошее" звучание ИНДИВИДУАЛЬНО. То, что одному покажется идеальным вариантом, для другого окажется кошмаром. Вероятность того, что показав пальцем продавец "УГАДАЕТ" какое звучание для Вас будет идеальным, наверно не больше 15%. Здесь самый важный советчик, и наверно единственный -это Ваши уши... К чему всё это я ? А к тому, что слушать и выбирать нужно ПРАВИЛЬНО ! 

Итак, поэтапно. Первая ошибка - не спешите ! В данном случае, настоятельно рекомендую перенести дату приобретения автозвука на другой день, потому-что это не перчатки купить, а к вопросу нужно подойти серъезно, с хорошим настроением и желанием сделать выбор правильный. Здесь спешка не сыграет Вам на руку. В общем, что бы не разглагольствовать, постараюсь описать вариант "свой вариант" по выбору акустики.  Идеальный конечно он не будет, условия прослушивания не те (не в нашей машине) и и проявляется индивидуальность слушателя (Даже форма уха зависит, но в психоакустику не будем углубляться), но думаю некоторые пункты будут полезными. 

1. Лучше с собой прихватить USB накопитель,  с записями которые нам до "боли" знакомы. В которых мы знаем, как и где должен звучать инструмент. Это оптимальный вариант, когда мы слушаем нами уже "временем" изученные композиции, в которых нам известна и атака инструментов, и гормональный баланс, в общем знаем как должно играть.

2. Важная ошибка при прослушивании (даже знакомых нами треков) когда мы во время игры трека, переключаем на другой компонент. Правильным сравнением будет сравнение одного куплета, либо одной музыкальной композиции. В ином случае, даже в одном куплете, в начале и в конце у исполнителя к примеру при сравнении  вокала, будет разная интонация и другие эмоции.... Про инструмент я вообще молчу. В общем понятно, нужна "целостная картина" а не вырезка. Сравниваем одинаковые "куски" !

3. Оптимально, когда источники переключаются максимально быстро. Человек, существо несовершенное,  и память на звуки и тембры у нас очень кратковременная, и если мы будем прослушивать композицию, а потом перекомутировать технику пару минут, ясность картины спадет на нет. И результат такого сравнения, будет куда хуже, чем если бы мы могли быстро переключать компоненты.

4. Учитывайте, что прослушивая компоненты в условиях большой комнаты, звучание будет сильно отличаться:

-Аурализация будет отстутсвовать, и определением месторасположением инструментов на слух, можно будет пренебречь. Слушайте "звучание".

-Сравнивая акустику, учитывайте так же, что она находиться в другом объеме который напрямую зависит на игру НЧ диапазона. Случается и так, что на стенде акустика басит (высокая добротность в маленьком корпусе и мы получаем горб в мидбасовой области), ставим в машину баса нет вообще... тут начиная от АКЗ (акустическое короткое замыкания) и неправильной подготовки двери или кик-панели и заканчивая не подходящим объемом. 

-Месторасположение компонентнов. Особенно это касается ВЧ диапазона. На стенде всё красиво, всё смотри на нас, и слушаем мы прямые звуки. Мысленно перенеся компонентны АС в машину, мы понимаем, что там как правило не всё так хорошо получается, поэтому слушать нужно под разными углами, напоминающим месторасположение компонентнов в машине. Особенно это касается твитера (вч) дианмик, у которого волна "узконаправленная" и при изменении угла наклона вч звена к слушателю звук будет в корень другой. Это важно ! Вогнутый твитер или выпуклый, уже по разному будут реагировать на угол относительно слушателя.

5. Увлекаться не нужно, наш слух будет воспринимать существенную разницу в звучании между компонентнов 30-40 минут, потом разницы мы не будем слышать.... Делайте передышки

6. И всё же, что мы должны слышать ? Ну играет музыка, поёт вокалист... а слушать что ? 
Попробую изложить свои уловки, и что хочу услышать я: 

а) Сегрегация - это разделение всего потока звуков, на отдельные потоки. Т.е субъективное выделение определенной группы звуковых источников. Разделение не должно быть смазанным !!! Более того скажу, был такой клиент (аудиофил как принято таких называть). Так вот, он прослушивал одну и ту же композицию, и просто напросто, в зависимости от настроения он слушал определенные инструменты в ней, он абстрагировался и слушал то, что ему было нужно. Это яркий пример, в котором сегрегация как нигде важна, и её нужно сравнить между сравниваемыми компонентами.

б)  Непрерывность - слуховая система может интерполировать звук из единого потока через маскер, например, если в речевой или музыкальный поток вставить короткий отрезок шума, слуховая система может не заметить его, звуковой поток будет продолжать восприниматься как непрерывный. Так вот, когда мы что-то вставляем, мы должны слышать это, это скажем так и есть детальность о которой все так любят говорить. Мы должны слышать, ДЕТАЛЬНО инструмент и все звуки, и наша слуховая система, должна эти детали распознавать не как шумы, а как звуки которые принадлежат своим источникам. 

в) При прослушивании дешевой акустики обратите внимание на ВЧ диапазон. Во время излучения ими согласных звуков, при произношении которых поток воздуха проходит между зубами (так называемые сибилянты) они не должны выделяться, они должны быть естественными.
 
г) Далее идёт вербальное сравнение, так сказать словесное описание тембра. Здесь увы, помочь ничем не могу. Уши у всех разные, так же как и характер. Одни любят мягкий, невыразительный звук, другие стремятся к кристальному и стальному звуку. Тут могу дать только рекомендации, что пытайтесь разделить весь поток на НЧ СЧ и ВЧ диапазоны, и сравнивайте их. Ибо сравнить всё- намного тяжелей, тут опять же проявляется наше несовершенство. Описаний "словесных" для тембра много, более того, до сих пор нет "госта" по которому каждому описанию приписан свой звук. Поэтому слушать продавца который говорит, что звук прозрачный или бочкообразный будет некорректно, т.к Вы оба, можете закладывать в это понятие разный звук.

д)  Процесс атаки у большинства музыкальных инструментов и голоса продолжается несколько десятков миллисекунд, и у каждого инструмента он свой.  За этот период времени (иногда с переходом на стационарную часть) слух воспринимает постепенное расширение спектра во времени, поскольку вступают все новые обертоны с различной скоростью и амплитудой, и распознает тембр данного инструмента. На этот процесс распознавания оказывают влияние также многочисленные другие признаки: начальный скрип смычка, начало ноты на медном инструменте, шум дыхания, начальное похлопывание язычка, ударный глухой звук молоточка на пианино, небольшая негармоничность обертонов и т.д. ИЩИТЕ УШАМИ живые акустические признаки идентификации инструмента

е) ОБЯЗАТЕЛЬНО ! у каждой АС будет свой звук ! Это связано с тем, что в спектре сигнала присутствует помим основных тонов ещё и гармоники от 7-ой до15…18-ой, с достаточно большими амплитудами, например, у трубы, скрипки, язычковых труб органа и т.п., то тембр воспринимается как яркий, звонкий, резкий и т. д. Если в спектре присутствуют в основном низшие гармоники, например, у тубы, валторны, тромбона, то тембр характеризуется как темный, глухой и т.д. Кларнет, у которого в спектре доминируют нечетные гармоники, обладает несколько "носовым" тембром и т.д. В соответствии с современными взглядами, важнейшую роль для восприятия тембра имеет изменение динамики распределения максимума энергии между обертонами спектра. И каждая акустика играет своеобразно, индивидуально, подчеркивая какой то из -дапазонов, или наоборот сводит его на нет. Акустика которая играет все стили одинаково хорошо - наверно исключение и большая редкость. Каждая акустика, заточена под свой стиль, и свой характер игры. Выбирайте подходящий Вам компонент по звучанию. Если Вы слушаете 90% времени джаз, то тестирую акустику не слушайте на ней клубную музыку, слушайте джаз. 

На этом наверно и остановимся, поэтому слушайте ушами ! Причем своими, и делайте это правильно .